Среди городов Кузбасса, Юрга примечательна тем, что расположена у самых ворот Кемеровской области, в её северной части граничащей с Томской областью, на главной водной магистрали - реке Томи.
До 1940 года Юрга была пристанционным посёлком, промышленного значения не имела. Именно машиностроительный завод сделал в свое время Юргу городом и до сегодняшнего дня право называться градообразующим предприятием принадлежит ООО "Юргинский машиностроительный завод", Первый этап развития ЮМЗ охватил предвоенные и военные годы. Согласно третьему пятилетнему плану (1938 - 1942) в восточных регионах страны создавались предприятия-дублёры по ряду отраслей машиностроения, нефтепереработки и химии, чтобы устранить случайные перебои снабжении некоторыми промышленными изделиями с предприятий-уникумов. Так Юргинский машиностроительный завод должен был стать дублёром завода "Баррикада" г.Сталинград.
22 октября 1939 года принято Постановление Государственного комитета при Совете Народных Комиссаров СССР о строительстве в Новосибирской области машиностроительного завода.
19 ноября 1939 года принято решение №96 Юргинского районного исполнительного комитета депутатов трудящихся об отводе земли для строительство машиностроительного завода.
28 ноября 1939 года принято решение общего собрания колхоза "Авиаотряд" Юргинского района о передаче безвозвратно и без компенсации земель колхоза (поле №2) под строительную площадку. В 1940 году в Юрге работало одно единственное промышленное предприятие крупозавод. Индустриальная база, которого представляла собой десяток ветхих станков. Она и послужила фундаментом будущего завода. Уже в 1943 году Юргинский район, а вместе с ним и заводской посёлок, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 января 1943 года, были переданы из Новосибирской области в состав вновь образованной Кемеровской области. Новая область объединила промышленный район Кузбасса.
В кратчайшие сроки эвакуированное оборудование, в сложнейших условиях практически за один год всё было подготовлено для выпуска нужной фронту продукции.
Постановлением Государственного комитета при СНК СССР и приказом Наркома от 06.03.43 завод был введён в строй действующих предприятий страны. В 1944-1945гг мощность завода возросла по сравнению с 1943 годом в несколько раз. Объём валовой продукции за 1945 год составил 5 млн. рублей (цены 1926/1927).
Период становления машиностроительного завода стал началом биографии города. Основными объектами строительства были машиностроительный завод и жилой посёлок.
В сентябре 1942 года из Сталинграда был перебазирован строительный трест №25. Необходимо отметить одну особенность нашего города :в отличие от большинства городов области Юрга сразу застраивалась по проектам. Начиная с 1946 года, было составлено семь постепенно совершенствующихся генеральных планов, схем. Можно отметить наиболее крупные. В 1956 году Московской архитектурной мастерской был разработан проект детальной планировки северо-восточной части Юрги, по которому она застраивалась до 1963 года. Последним проектом предусматривалось развитие Юрги, как крупного промышленного и культурного центра Кемеровской области. Численность населения Юрги к 1949 году составляла 21885 человек. В райцентре работало восемь предприятий, самым крупным их них, конечно, был машиностроительный завод. Город располагал больницей на 85 коек, детскими яслями и детским садом, двумя средними и двумя восьмилетними школами, школой ФЗО, механическим техникумом. Общий жилой фонд составлял 91,4 тысяч квадратных метров, протяженность улиц 13,7 км; доходная часть бюджета составляла 8406,0 тысяч рублей, а в 1940 году эта цифра равнялась 2938,2 тысяч рублей.
Учитывая уровень промышленного развития, численность населения и значение которое приобрела Юрга в инфраструктуре региона, Указом ПВС РСФСР от 18 января 1949 года рабочий посёлок Юрга был отнесён к городам районного подчинения, оставаясь при этом центром Юргинского района. В июле 1953 года статус Юрги был изменён. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Юрга был отнесён к городам областного подчинения.
С 50-х годов начался бурный рост молодого города. Стремительно развивалась городская инфраструктура, ускоренными темпами шло строительство жилья. 60 - 80-е годы - это был пик развития Юрги социалистической, период подлинного расцвета нашего города, что особенно заметно в сравнении с сегодняшними показателями. Устойчивый рост был характерен не только для Юргинской экономики. Позитивные процессы наблюдались в сферах культуры, народного образования, спорта.
Юрга - один из многих городов Сибири, рождённый в трудные годы войны. Город со своей историей и своими проблемами.
По материалам сайта Администрации г. Юрги
Комментариев нет:
Отправить комментарий